Леонардо стал его учеником, будучи подростком. Он не ставил о нем ни одного письменного воспоминания, за исключением выразительной заметки: " Несчастен тот ученик, который не превзойдет своего учителя". Тем не менее Леонардо оказался у своего учителя в долгу, который простилался далеко за пределы тех практических навыков, которые он приобрел в мастерской мастера. Поразительно практических навыков, которые многосторонний Верроккио был и выдающимся скульптором своих дней. В его бронзовом "Давиде" можно увидеть некоторые стилистические элементы, которые Леоне воспринял и которыми пользовался потом всю свою жизнь. Это ореол кудрявых, спутанных волос и ангельское лицо с излюбленной полуулыбкой. Это также великолепное контрапосте (буквально - "противоположность", "антитеза"), фигура не застыла, наоборот, характеризуется полной раскованностью. Тело слегка повернуто, тяжесть перенесена на одну ногу.
Нет сомнения, что Леонардо интуитивно был склонен к таким приемам, так как учитель вряд ли подталкивал его к ним. Наблюдая за работой учителя , когда он создавал такие изумительно грациозные скульптуры, как "Давид", Леонардо учился воплощать свои смутные прозрения в произведения искусства.
Верроккио было уже пятьдесят лет и он работал над своей
последней и самой значительной скульптурой - конным
памятником кондотьеру Бартоломео Коллеони, который и доныне
стоит в Венеции. Всадник, на лице которого, по словам Шелли,
застыла "усмешка холодного превосходства", легко касается
рукой поводьев и, кажется, сдерживает животное только могучей
силой своей воли. Мускулы ног коня так напряжены и
вырисовываются таким выпуклым рельефом, что кажется, будто с него
содрана шкура, - свидетельство интереса Верроккио к новой
науке - анатомии, которая начинала расцветать как раз в это
время. Верроккио работал над своей замечательной статуей,
наверное, лет десять, но так и не увидел ее на пьедестале: он
умер в Венеции, когда ему было всего пятьдесят три года.
Отливку его шедевра закончил Алессандро Леопарди,
добавивший статуе несколько декоративных деталей и свою
подпись
Очевидно, Леонардо также многому
научился, рассматривая превосходный
портретный бюст работы Верроккио "Дама
с цветами" и его скульптуру "Мальчик с
дельфином" для фонтана. "Дама с
цветами" - первый скульптурный бюст в
искусстве Возрождения, в котором
удивительно проработаны руки. Едва
заметный наклон головы и беспорядочные
складки одежды выделяют эту работу из
числа традиционных произведений
подобного рода.
"Мальчик с дельфином" - еще более
замечательная скульптура. Здесь
проявляется потрясающий эффект
движения: ноги, голова, крылья и дельфин
- все это имеет как будто собственные оси
вращения, и создается впечатление, что
фигура повернется на пятке, как только
зритель кинет на нее взгляд.
Другие ученики Верроккио - к примеру
, Пьетро Перуджино, чьей кисти
принадлежит картина "Святой Себастьян",
- были более консервативны, чем их
учитель. Хотя атмосфера в произведении
Перуджино полна чистоты, свежести и
бесподобной красоты, все же стройное,
грациозное тело святого статично, а
выражение лица - кротко-бесстрастно.
Хотя Верроккио, может быть, доверял молодому
Леонардо рисовать некоторые незначительные детали и
в более ранних своих работах, все же скорее всего
именно в "Крещении Христа" он впервые разрешил ему
нарисовать полностью фигуру. Маленький, одетый в
голубое ангел, по существу, известил Флоренцию о том,
что появился новый гений. Верроккио, согласно
изложению Вазари, был ошеломлен, так как воочию
столкнулся с явлением, пришедшим из неведомого
будущего. Однако не только ангелом возвестил о себе
Леонардо - он сделал это также с помощью изображения
заднего фона "Крещения", в котором туманная,
таинственная глубина предвосхищает то удивительное,
что будет создано им в "Моне Лизе" и в "Мадонне с
младенцем и святой Анной".